Замоскворецкий суд столицы признал виновным самбиста Расула Мирзаева, известного под прозвищем Черный Тигр, но, как и просила прокуратура, смягчил обвинение.
Действия спортсмена переквалифицированы с "умышленного причинения вреда здоровью, повлекшего смерть" (111 статья УК), на "причинение смерти по неосторожности" (109 статья). Таким образом, спортсмену, после удара которого скончался студент Иван Агафонов, стало грозить не 15 лет тюрьмы, а максимум два года. За время следствия Мирзаев уже отсидел почти год в СИЗО, а день под стражей до суда засчитывается за два дня ограничения свободы.
Кроме того, отягчающих обстоятельств у Мирзаева нет, зато есть целых два смягчающих - наличие ребенка и явка с повинной, указывает РАПСИ, которое ведет видео- и текстовую трансляцию из зала суда. Таким образом, самбиста могут отпустить прямо в зале суда или в ближайшие месяцы.
Мать Агафонова "довели до инфаркта", а возмущенный отец покинул суд
Мать Агафонова еще накануне суда была помещена в реанимацию с подозрением на инфаркт, сообщила адвокат потерпевших Оксана Михалкина "Интерфаксу". При этом корреспондент "Русской службы новостей" сообщил в Twitter, что мать Агафонова прошла в зал суда со значком "За Святую Русь" на груди. Потом выяснилось, что с ней спутали одну из сторонниц потерпевших.
Отец студента потребовал в ходе заседания сразу огласить окончательное решение и выпустить его из зала, потому что "он не может слушать это вранье". "А вы уши развесили", - добавил он по дороге к двери. Он продолжил ругаться на суд уже на улице и подтвердил, что жена находится в больнице: "Ее довели".
Еще две женщины из числа сторонников потерпевших отправились вслед за ним со словами: "Смерть русского человека на русской земле не сойдет вам с рук. Убийца должен сидеть". Агентство объясняет, что одна из этих женщин и показалась похожей на мать Ивана Агафонова.
Отец студента попытался укрыться от журналистов в соседнем с судом кафе. Но его и там настигла пресса. Мужчина в очень подавленном состоянии стал отвечать на вопросы журналистов, рассказывает РАПСИ.
Судье пришлось больше десятка раз повторить реплику "телку снимаю"
В начале оглашения судья Андрей Федин напомнил, что Мирзаев признал вину по 109-й статье. Но она подтверждается еще и доказательствами по делу, сказал судья. В первую очередь были зачитаны показания самого обвиняемого, затем - всех членов семьи Агафонова (матери, сестры и отца), его друзей, потом - подруги Мирзаева Аллы Косогоровой и всех прочих свидетелей, выступавших в суде.
Таким образом, известные обстоятельства произошедшего - катание Агафоновым игрушечной машинки, "съем" девушки Мирзаева и последовавший удар - представлены со всех точек зрения. Как отмечает агентство, судья больше десятка раз в ходе оглашения приговора повторил реплику "телку снимаю", которую, судя по показаниям, произнес в ту роковую ночь Агафонов.
Акция националистов: задержаны Демушкин и Боровиков
У здания суда в Большом Татарском переулке с утра были усилены меры безопасности, передает корреспондент "Русской службы новостей".
Сообщается о задержании лидеров движения "Русские" Дмитрия Демушкина и Георгия Боровикова. Демушкину было вручено предупреждение прокуратуры о недопустимости нарушения закона, он пообщался с журналистами, но когда в сопровождении прессы подошел непосредственно к зданию суда, его задержали и отвели в полицейский автобус.
Также задержаны еще два человека из числа пытавшихся организовать небольшой пикет. Один он стал разворачивать плакат, но его увели полицейские, сообщает РИА "Новости". Позднее полиция задержала второго, также попытавшегося развернуть плакат. Его увели в автобус.
Ранее Демушкин сообщил "Интерфаксу", что националисты придут к суду, чтобы выступить против вмешательства чиновников из Дагестана в уголовные дела. "Мы считаем дело Мирзаева полностью политизированным с момента вмешательства в него властей Дагестана", - заявил он. Акция не санкционирована властями, но Демушкин утверждает, что этого и не требуется для "народного схода".
Националисты заявили, что освобождение Мирзаева может вызвать новые беспорядки в столице, подобные бунту декабря 2010 на Манежной площади. Тогда ему предшествовало убийство кавказцами футбольного болельщика Егора Свиридова.
Пять экспертиз и загадка смертоносного удара
Согласно материалам дела, инцидент возле московского ночного клуба "Гараж" произошел в середине августа 2011 года. Спортсмен Мирзаев ударил студента Агафонова, тот упал, ударившись головой об асфальт. Он был госпитализирован и через три дня скончался в больнице, не приходя в сознание. Причиной смерти врачи называли отек мозга и последующий отек легких, раздробление мозжечка.
В рамках расследования было проведено пять экспертиз. Специалисты Минздрава, изучавшие материалы дела в ходе последней, заявили, что из-за нехватки компетентности не могут однозначно определиться с взаимосвязью между ударом самбиста и гибелью студента. Прокуратура сочла, что эта взаимосвязь не установлена и вновь попросила суд смягчить обвинение.
Первоначально Мирзаева обвиняли по тяжкой статье о причинении умышленного вреда здоровью, повлекшем смерть. Но в январе 2012 года стало известно, что следователи, основываясь в том числе на результатах трех судебно-медицинских экспертиз, переквалифицировали действия Мирзаева на более "легкую" статью о причинении смерти по неосторожности.
Дело передали в суд, но тот вернул его в Следственный комитет для устранения недостатков. В результате 16 февраля Мирзаеву вновь предъявили прежнее обвинение в причинении умышленного вреда. Однако в ходе прений сторон 8 августа прокурор Юлия Зотова неожиданно попросила суд вновь переквалифицировать обвинение подсудимому на причинение смерти по неосторожности. Она также обосновала необходимость смягчения обвинения заключением медэкспертизы, которая не выявила наличия причинно-следственной связи между ударом Мирзаева и смертью Агафонова. Но первоначальная формулировка обвинения была сохранена.
Сам Мирзаев неоднократно сообщал в суде, что не имел умысла причинить вред или тем более убить Агафонова, и просил прощения у родителей погибшего.
Но отец студента Александр Агафонов бурно реагировал на происходящее в суде, заявляя о том, что никогда не простит Мирзаева. По его словам, он не будет требовать от подсудимого компенсации материального и морального вреда, пояснив, что сам бы дал денег для ужесточения наказания для спортсмена. "Сломал жизни. Расстреляли бы его", - заявил он однажды. А на заседании 15 ноября бросил Мирзаеву: "У Аллаха своего проси прощения, урод!"