
Сегодня мировая пресса стремится демонстрировать "объективность" – в сообщениях говорится не только о погибших в иерусалимском теракте израильтянах, но и о жертвах среди палестинцев. Ведущие политики призывают Израиль к сдержанности.
Накануне министр обороны Израиля Шауль Мофаз заявил, что никакой широкомасштабной операции против палестинского террора не планируется. В израильском правительстве подчеркивают, что борьба против террора проводилась и будет проводиться, независимо от хода переговоров с палестинским руководством. Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон в своем выступлении вскоре после теракта в Иерусалиме объявил о своей "преданности" дипломатическому процессу, но сказал, что армия продолжит преследование палестинских террористов "до самого конца". "Мы не пойдем ни на какие уступки террору", – снова, как заклинание, повторил израильский премьер.
На заседании правительства Израиля, прошедшем в четверг 12 июня, Шарон и Мофаз обвинили правительство Палестинской автономии в фактическом бездействии на фронте борьбы с террором. Было подчеркнуто, что Махмуд Аббас (Абу Мазен) и Мохаммед Дахлан продолжают ограничиваться декларациями, ничего не делая для обуздания террора. Шарон даже заявил: "Абу Мазен пока – цыпленок, мы не будем ждать, пока он оперится". Но никаких решений об ответных действиях израильской армии после теракта в Иерусалиме принято не было.
Накануне теракта президент США Джордж Буш осудил правительство Израиля за покушение на лидера "ХАМАСа" Абделя Азиза ар-Рантиси и призвал все стороны конфликта "к ответственному поведению". 11 июня, уже после теракта, он осудил действия "ХАМАСа" и призвал "весь свободный мир… использовать каждую унцию силы" для предотвращения насилия на Ближнем Востоке.
К "осуждению насилия" присоединились другие лидеры "ближневосточного квартета" – руководители европейских государств, России и ООН. Однако во всех речах подчеркивалась необходимость следования принятому плану мирному урегулирования (так называемой "Дорожной карте") и осуждалось насилие "с обеих сторон".
В связи с позицией, занимаемой "квартетом", возникает вопрос: имеет ли сегодня Израиль, принявший "Дорожную карту", право на любые действия для обеспечения собственной безопасности? И ответы на этот вопрос в Иерусалиме, Вашингтоне, Париже, Москве и Рамалле дают разные.
В то же время, в США ширится кампания в поддержку Израиля. Многие влиятельные американские политики через прессу, Конгресс и Сенат пытаются оказать давление на президента Буша. Так, например, Скотт Ласенски, признанный эксперт по Ближнему Востоку, сотрудник Совета по иностранным делам США, говорит о том, что "Америка в подобной ситуации не имеет права указывать другим странам, и особенно Израилю". Он отмечает, что в последние годы США преследуют и уничтожают террористов повсюду – в Йемене, в Афганистане, в Ираке – и поэтому Вашингтон не может осуждать кого-либо за аналогичные методы борьбы с террором. О неприемлемости переговоров с террористами и необходимости непримиримой борьбы с ними говорят и советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс, и министр обороны Дональд Рамсфельд, и вице-президент Дик Чейни.
Не исключено, что в Вашингтоне в сложившейся ситуации были бы готовы "закрыть глаза" на любые действия израильской армии. Это вряд ли могло бы повредить Бушу на предстоящих партийных праймериз, а до президентских выборов еще далеко.
Независимо от мнения США, у Израиля есть право на самозащиту, но пока израильская армия приказа не получила, призыва резервистов (как это было весной 2002 года) пока не объявлено.
MIGnews.com