
Теплые встречи в Санкт-Петербурге и слова похвалы в адрес города, в изобилии звучавшие в течение прошедших выходных дней, не смогут ввести мировое сообщество в заблуждение относительно того, что американо-британская военная кампания в Ираке долгое время будет отбрасывать тень на развитие американо-российских отношений, пишет сегодня Wall Street Journal.
Сегодня стало понятно, что, когда началась военная операция, Ирак не представлял собой угрозы ни для США и Великобритании, ни для других членов антииракской коалиции, отмечает издание. В стране не было обнаружено следов оружия массового поражения, уничтожение которого стало главной целью операции. Таким образом, действия США можно охарактеризовать как возмутительное нарушение международного законодательства, говорится в статье.
Россия, несомненно, приветствовала окончание войны, отдавая должное вооруженным силам американо-британской коалиции, чьи профессиональные навыки оказались на высоте. Даже несмотря на позицию их руководства. Тем не менее, вопросы к ВС США и Великобритании остаются. Один из главных вопросов - Москве так и не было предоставлено разумного объяснения того, почему колонна российских дипломатов, выезжающих из Багдада, попала под обстрел, указывает WSJ. Американское командование было проинформировано относительно прохождения маршрута колонны, на машинах имелись спецзнаки. Один из дипломатов тогда получил серьезные ранения.
Одно из главных последствий войны для международных отношений - кризис внутри ООН, отмечает издание. Американское пренебрежение этой организацией подорвало авторитет ООН. Инспекторы ООН выполнили работу разведслужб США, выяснив, есть ли у Ирака оружие массового уничтожения. WSJ задается вопросом, решился бы Пентагон на наземную операцию, если бы существовал риск наличия в Ираке химического оружия? Скорее всего, нет, говорится в статье.
Очевидно, что "верховенство первого" управляет новым мировым порядком в настоящее время. А это, в свою очередь, будет стимулировать страны к наращиванию своих оборонных мощностей, что спровоцирует гонку вооружений, считает издание.
У России и США есть общие интересы в борьбе с терроризмом. Однако атака США и Великобритании на Ирак породила сомнения в России относительно перспектив антитеррористической коалиции, говорится в статье. По мнению издания, эффективный фронт против международного терроризма возможен в том случае, если любой из его участников подчиняется общепринятым законным стандартам. Операции "Шок и трепет" этого недоставало, отмечается в статье.
Прошедший в Санкт-Петербурге саммит стал еще одним шагом в сторону возмещения ущерба, причиненного американо-российским отношениям. Однако та степень доверия, которая установилась между странами после окончания "холодной войны", еще должна восстановиться, считает WSJ. Пройдет много времени, прежде чем станет известно, превратились ли сделанные заявления в конкретные шаги по установлению системы принятия решений по международным вопросам, таким, например, как угроза распространения ядерного оружия, исходящая от Ирана и Северной Кореи, говорится в статье. Такая кооперация возможна лишь в том случае, если будут вынесены правильные уроки из иракского кризиса, заключает издание.
rbc