Куратор российской промышленности Игорь Сечин взялся за "Норильский никель". Вице-премьера интересует финансовое положение компании, ее сделки с акционерами, принесшие выгоду в основном последним. Причем те же вопросы разом возникли у Счетной палаты, ВЭБа, ВТБ, пишут во вторник "Ведомости".
Письмо на имя гендиректора "Норникеля" Владимира Стржалковского от вице-премьера Игоря Сечина пришло в "Норникель" в начале марта, рассказали газете два источника, близких к "Норникелю" и его акционерам. Вице-премьер попросил рассказать, сколько сейчас денег у "Норникеля" и каковы детали нескольких крупных сделок компании с ее акционерами, начатых во второй половине 2008 года и законченных в начале 2009 года. На скупку акций и активов у своих акционеров "Норникель" потратил около 86 млрд рублей. Кроме того, вице-премьера интересует вывод из-под контроля "Норникеля" пенсионного фонда и геолого-разведочных лицензий в пользу группы "Онэксим".
Большинство этих сделок было предметом жарких баталий между "Русалом" и "Интерросом" в разгар конфликта акционеров. Выкуп акций "Норникелем" "Русал" и вовсе пыталась остановить через суд. До получения исполнительного листа "Норникель" успел выкупить 2%, в "Русале" подозревали, что это акции Владимира Потанина. С подписанием мирового соглашения в ноябре стороны обо всем забыли.
- Игорь Сечин - человек разваливший ЮКОС
Теперь о них вспомнили многие - "Норникель" словно попал под облаву, шутит аналитик Unicredit Securities Марат Габитов. Как расходуются средства ОГК-3 (у "Норникеля" 60,15% акций энергокомпании), решила проверить Счетная палата, рассказали два ее сотрудника, так как энергетикам нужны деньги для исполнения обязательств по инвестпрограмме.
В начале марта Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) запросила регистратора "Норникеля" (НРК) о деталях сделок по выкупу акций, рассказали источники, близкие к компании. Судьба активов "Норникеля" интересует ВЭБ и ВТБ (у них в залоге 25% и 16,7% акций "Норникеля" соответственно). Они прислали в совет директоров письмо, предостерегая совет и саму компанию от принятия решений по отчуждению каких-либо активов, так как это снизит стоимость залога, рассказал "Ведомостям" источник, близкий к одному из акционеров "Норникеля".
Государство имеет прямое отношение к этой, хоть и частной, компании, объясняет действия властей осведомленный чиновник, близкий к правительству. Она входит в список системообразующих компаний, от которых зависит несколько городов, к тому же часть пакета акций заложена государству, а их стоимость может снизиться. Наконец, есть информация, что предпринимательская деятельность основана на интересах узкой группы, близкой к руководству компании, есть информация, что неправомерно выводятся деньги и активы. Вот с этим предстоит разобраться, заключает чиновник.
Между тем в "Норникеле" настаивают, что все сделки совершались в соответствии с законодательством и уставом "Норникеля". В письменном ответе Игорю Сечину компания привела аргументы в пользу сделок, поставленных под сомнение.
Как отмечают "Ведомости", внезапная атака на "Норникель" выгодна владельцам "Металлоинвеста" - Алишеру Усманову и его партнерам, контролирующим 5% "Норникеля" и выступающим за объединение двух компаний в глобальный горно-металлургический холдинг.
Совладельцы "Норникеля" - Владимир Потанин (29,9%), "Русал" (25%), Алишер Усманов (5%).
Игорь Сечин - человек разваливший ЮКОС
Стоит напомнить, что у Игоря Сечина, давно прозванного СМИ "серым кардиналом" Владимира Путина, есть большой опыт в области управления кампаниями по проверке частных владельцев крупнейших российских нефте-газовых предприятий. В частности, отечественные и западные СМИ признают за ним не ключевую роль в организации и ведении дела против нефтяной компании ЮКОС, которая после многочисленных проверок и уголовных преследований был доведена до банкротства и распродана в 2007 году.
Причем, как позже стало известно, некоторым компаниям активы ЮКОСа активы с большими и необъяснимыми скидками. Так "Роснефть", председателем совета директоров которой является Сечин, заплатила лишь чуть более половины от рыночной цены приобретенного имущества ЮКОСа.
В мае 2008 года экс-глава бывшей крупнейшей нефтекомпании России Михаил Ходорковский прямо обвинил Сечина в организации как первого, так и второго уголовного дела против себя, и отметив, что никакой внятной причины начать войну против ЮКОСа, кроме "жадности и трусости" у власти не было. Чуть позже с аналогичным мнением публично выступил и экс-главы Центробанка Виктора Геращенко, заявил Сечину удалось победить в борьбе за активы ЮКОСа по двум причинам: он руководил всем процессом, а также докладывал о проделанной работе непосредственно Владимиру Путину.
Для многих внешних наблюдателей преследование ЮКОСа также представилось как борьба за новый порядок в энергетическом секторе. Так, по мнению The Financial Times этот порядок был установлен посредством трех шагов. Во-первых, правительство расчленило ЮКОС и путем серии махинаций, сомнительных с точки зрения закона, продало крупнейшую часть ЮКОСа "Роснефти", могучей нефтяной компании, которой управляют люди, близкие к Кремлю. Во-вторых, правительство потратило 7,5 млрд долларов на то, чтобы увеличить свой пакет акций "Газпрома" до 51%. В-третьих, правительство позволило "Газпрому" купить "Сибнефть", пятую по размеру нефтяную компанию в стране, что стало крупнейшей сделкой в истории российских корпораций. В результате государство стало контролировать всю инфраструктуру нефтяной и газовой отрасли страны.
По мнению ряда аналитиков, государство сейчас не заинтересовано отбирать "Норникель" у частных акционеров, но хочет контролировать компанию.