В Москве в возрасте 50 лет скончался бывший сотрудник Центрального разведывательного управления Эдвард Ли Ховард, бежавший в СССР в 1985 году. Насколько известно, Ховард был первым сотрудником ЦРУ, который перешел на сторону Советского Союза.
Как сообщает BBC со ссылкой на "Вашингтон пост", один знакомый Эдварда Ли Ховарда ,пожелавший остаться неназванным, сообщил что бывший шпион упал с крыльца на даче и свернул себе шею.
Ховард поступил в ЦРУ в 1981 году, и проходил подготовку к работе в московской резидентуре, куда он должен был отправиться в 1983 году со своей женой Мэри, которая также работала в ЦРУ. Однако перед отъездом Ховард провалил испытание на детекторе лжи.
В ходе расследования обнаружилось, что Ховард пьет и нечист на руку: женщина, сидевшая рядом с ним в самолете, обвинила его в краже сумочки. Как и следовало ожидать, ЦРУ поспешило срочно избавиться от такого сотрудника, но не бросило его на произвол судьбы: ему помогли устроиться на работу в администрацию штата Нью-Мексико.
 |
|
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ |
|
|
|
Старое начальство также помогли ему выйти сухим из воды, когда Хорвард сцепился с кем-то в баре и начал стрелять по машине своих противников, но ни в кого не попал.
То ли из-за денежных затруднений, то ли из-за обиды на отвергнувшее его ЦРУ Ховард, насколько известно, связался с советскими разведчиками в Вене в 1984 году, когда отдыхал там с женой, и якобы продал им секреты, которые узнал в ходе подготовки к работе в Москве.
В Вашингтоне считают, что в результате его предательства из Москвы был выслан один сотрудник ЦРУ. Был также арестован работавший на американцев советский ученый, которого приговорили к расстрелу.
В начале 1985 года у Ховарда была еще одна встреча с советскими разведчиками. По возвращении в Нью-Мексико Ховард показывал знакомым швейцарские золотые монеты, наручные часы Rolex и ушанки.
В августе 1985 года в американском посольстве в Риме попросил убежища сотрудник КГБ Виталий Юрченко, с чьей помощью ФБР идентифицировало Ховарда как советского шпиона (Юрченко знал его под псевдонимом Роберт).
По иронии судьбы, Юрченко, в числе прочих, допрашивал сотрудник ЦРУ Олдрич Эймс, который за несколько месяцев до этого начал работать на КГБ. Эймс доносил в Москву, как проходят допросы Юрченко. Последний скоро передумал и убежал в посольство СССР, где заявил, что его похитили американцы.
Ховарда допросили, он все отрицал, и тогда ФБР установило за ним круглосуточную слежку. Однако в ЦРУ Ховарда на свою голову научили, как выявлять наружное наблюдение и как от него уходить.
Он положил себе в машину манекен, съездил с женой в ресторан, а на обратном пути посадил манекен на свое место и на повороте выскочил в кусты. Вернувшись домой, Мэри, которую тоже обучали в ЦРУ всяким трюкам, позвонила по телефону и прокрутила в трубку магнитофонную запись с голосом мужа. Прослушивавшие телефон фэбээровцы решили, что Ховард находится дома.
Между тем, он добрался до аэропорта, вылетел в Даллас, а оттуда - за границу. Прибыв в Хельсинки, он явился в посольство СССР, а вскоре пересек финско-советскую границу. Москве ему дали квартиру и дачу, и Ховард навсегда поселился там, хотя выезжал иногда за границу. Его знакомый сказал, что недавно Ховард посетил Бангкок.
Власти США не преследовали Мэри за то, что она помогла мужу бежать. На какое-то время она переселилась с сыном в Европу, чтобы быть поближе к Ховарду. Вернувшись в Америку, они ежегодно навещали его.
Задним числом он помог КГБ еще раз. В 1985-1986 гг. американские спецслужбы обнаружили, что один за другим проваливаются почти все их агенты в Советском Союзе. Они решили, что это дело рук Ховарда, который таким образом прикрыл настоящих виновников - сотрудника ЦРУ Олдрича Эймса и фэбээровца Роберта Хансена. Первого из них поймали лишь в 1994 году, а второго - только 2001.