 | |
|
Антивоенная демонстрация в Тегеране |
После начала военной операции в Ираке Иран объявил о том, что в этом конфликте не поддерживает ни одну из сторон и сохраняет нейтралитет. Однако, как оказалось, это совсем не так - иранские руководители намерены направить в Ирак воинские формирования с тем, чтобы помешать коалиции установить контроль над страной после свержения Саддама Хусейна.
Правительство Ирана, несмотря на внешне нейтральную позицию в иракской войне, вынашивает свои собственные тайные планы взятия Ирака под контроль после падения режима Саддама Хусейна. Об этом сообщает агентство United Press International.
Со ссылкой на представителей американских спецслужб агентство сообщает, что еще в прошлом месяце правительство Ирана решило направить несколько нерегулярных воинских формирований в Ирак, чтобы "сдерживать" американских солдат, когда Саддама Хусейна сместят.
24 марта одна из разведслужб США распространила среди высокопоставленных представителей Белого дома отчет, в котором цитировались беседы между членами иранского руководства на заседании Совета национальной безопасности страны. Целью заседания была выработка стратегии Ирана после окончания войны, и в нем принимали участие президент Ирана Мохаммед Хатами и духовный лидер Аятолла Али Хаменеи.
"Это подтвердило наши подозрения насчет того, что иранцы вовсе не наши друзья. Они вовсе не выступают за мир в регионе, они скорее хотят оттяпать себе кусок региона", - заявил один из сотрудников разведслужб в беседе с United Press International.
По словам источников, иранские воинские формирования намерены направиться в города Эн-Наджаф и Кербела, которые шиитское население Ирака почитает священными. Часть подразделений также отправится в Багдад, в пригородах которого проживает несколько сот тысяч шиитов, Басру и Киркук.
Источники говорят, что в отчете, распространенном среди представителей американского правительства, цитировались фразы из разговоров иранских государственных деятелей о том, что "главная победа в Ираке будет одержана не на поле боя". "Нашей тактикой должна стать прямая конфронтация, мы должны поднять цену оккупации", - также говорили иранские руководители.
Ранее отчеты ЦРУ по Ирану также включали определенные тревожные сведения. Так, сообщалось, что Революционная гвардия Ирана закупила несколько партий армейской униформы у Саудовской Аравии и Кувейта, чтобы создать путаницу в районе боевых действий.
Отчет, распространенный 24 марта, содержал также сведения о том, что дипломатические усилия США и Великобритании в последние три месяца, имеющие своей целью убедить Иран сохранить нейтралитет в иракской войне, потерпели неудачу.
16 марта специальный посланник США встретился с иранскими дипломатами в Женеве во время заседания ООН по проблемам Афганистана. Целью этой встречи было добиться от Тегерана соглашения не посылать в Ирак никакие войска и не пытаться отправлять в Ирак провокаторов ни во время, ни после войны.
Однако эта встреча ни к чему не привела. В прошлом месяце ряд иранских высокопоставленных лиц выступил с угрожающими заявлениями на тему того, что иракская война "добром не кончится". Об этом, в частности, сказал советник иранского президента по национальной безопасности Худжат Хасан Роани.
США также ужесточили свою позицию в отношении Ирана. 28 марта министр обороны Дональд Рамсфелд начал свою пресс-конференцию с заявления о том, что вторжение в Ирак военных формирований и сотрудников разведслужб без согласия командующего силами коалиции Томми Фрэнкса будет расцениваться как потенциальная угроза силам союзников.
Через несколько дней госсекретарь США Колин Пауэлл выступил с резким заявлением. Он сказал, что Иран должен прекратить содействие террористам и перестать производить оружие массового поражения. По словам Пауэлла, "все международное сообщество должно настоять на том, чтобы Иран прекратил поддерживать терроризм".