
Основные точки на "оси зла" светят все ярче. В то время, когда Америка сосредоточена на Ираке, о своих ядерных амбициях во весь голос заявляют Иран и Северная Корея.
Заявление Белого дома о готовности и способности одновременно "разобраться" со всеми потенциальными "врагами человечества" не воспринимаются в Тегеране и Пхеньяне всерьез. Ведь даже на прямые угрозы КНДР – "нанести сокрушительный удар" по США – американцы пока ответили лишь политическими декларациями и посылкой своих бомбардировщиков на тихоокеанский остров Гуам. Официальный Тегеран пока воздерживается от громких заявлений, но в последнее время интенсифицирует ирано-российские ядерные программы. 11 марта в Тегеран вылетает министр иностранных дел России Игорь Иванов, и главной темой его визита, очевидно, станет "развитие торгово-экономических отношений" (читай – строительство атомной станции в Бушере и заводов по обогащению урана в Натанзе, Араке и т.д.), а не темы войны в Ираке или афганских беженцев, как декларирует российский МИД.
Бездействие Вашингтона в сложившейся ситуации проявляется лишь на уровне внешних политических ходов. Американские спецслужбы пристально следят за развитием событий в Иране и Северной Корее. Не менее внимательно к этой теме относится и американская пресса. В ближайшем номере влиятельного американского еженедельника Time будет опубликована статья Массимо Калабрези "Iran's Nuclear Threat" (Иранская ядерная угроза). Ссылаясь на дипломатические источники, он пишет о том, что строительство завода по обогащению урана в Натанзе продвинулось гораздо дальше, чем следует из отчетов, предоставленных Ираном инспекторам Международного агентства по атомной энергии. Кроме того, автор отмечает намерение Тегерана активизировать строительство завода в Исфахане по переработке гексафлуорида урания.
Речь идет о явных нарушениях Ираном договора о нераспространении ядерного оружия. Однако доктор Эль-Барадей, глава Международного агентства по атомной энергии, так не считает или, во всяком случае, отказывается от публичных комментариев. В Москве заявляют, что совместное строительство ядерных объектов в Иране "соответствует всем требованиям международного законодательства". Сегодня и Тегеран, и Москва настаивают на версии "мирного атома", который лишь должен дать электроэнергию Ирану.
Как отмечает Time, строительством ядерных объектов в Иране "глубоко встревожен" Израиль. При этом автор публикуемого материала (через запятую) напоминает, что именно израильтяне разрушили иракскую ядерную установку в Ошираке в 1981-м году. В Израиле обеспокоены, как возможностью применения оружия массового поражения самим Ираном, так и передачей такого оружия боевикам шиитской террористической организации "Хизбалла", спонсируемой Тегераном. Однако в нынешней ситуации Израиль вряд ли решится на превентивные бомбардировки иранских ядерных объектов, предоставив решение проблемы американцам.
Публикация в Time завершается словами о том, что для Вашингтона настали "плохие времена" – скорая война с Ираком подхлестнула врагов США (Иран и КНДР), которые пытаются выжать максимум из сложившейся ситуации и усилить свое влияние на международной арене. "Ось зла", возможно, потеряет Ирак, но от этого не станет менее опасной.
Справка. Атомный реактор в Бушере начали строить немецкие компании Siemens и Kraftwerk Union A.G. еще в 1975 году (проект был утвержден за три года до начала строительства). Однако после Исламской революции 1979-го года германские специалисты отказались от продолжения работ. В том же году недостроенный реактор подвергся бомбардировке. В 1991-1992 годах иранцы провели серию работ по восстановлению разрушенного и демонтажу поврежденного оборудования. В 1995-м Тегеран принял решение о продолжении строительства АЭС и подписал соответствующий контракт с Москвой. В 1998 году российская компания "Атомстройэкспорт" взяла на себя обязательства по строительству станции "под ключ" и ее вводу в эксплуатацию. Стоимость проекта – около 800 миллионов долларов. Тогдашний президент России Борис Ельцин был недоволен некоторыми пунктами соглашения и потребовал от атомщиков "убрать военную компоненту" из договора. Согласно утвержденному плану, загрузка ядерного топлива в реактор произойдет в декабре 2003 года, а введена в строй АЭС будет в июне 2004-го. В западной прессе неоднократно, со ссылкой на "осведомленные источники", появлялись сообщения, что Израиль намерен разбомбить АЭС в Бушере в 2003-м году (в 1981-м году подобная превентивная акция была осуществлена в Ираке – израильская авиация разбомбила ядерный реактор в Ошираке, который строили французы). Иран предпринимает повышенные меры безопасности АЭС в Бушере, в частности, в России для обороны станции закуплены зенитно-ракетные комплексы "Фаворит". В случае израильской атаки на реактор Иран обещает незамедлительно нанести ответный удар по территории Израиля.
MIGnews.com