Бывший шеф Александра Литвиненко по ФСБ Александр Гусак дал сенсационное интервью британскому телеканалу BBC, в котором заявил, что планы убить бизнесмена Бориса Березовского действительно обсуждались.
Помимо этого, Гусак рассказал, что один из российских агентов в Британии, имя которого выдал британской контрразведке Литвиненко, приходил к нему с предложением бывшего офицера ФСБ. Самого Литвиненко его бывший шеф характеризует как "типичного предателя".
Гусак был начальником Литвиненко в Отделе по борьбе с организованной преступностью ФСБ. Он оставил службу в 1998 году, в том же году, когда Литвиненко заявил, что раскрыл план ФСБ убить миллиардера-олигарха Бориса Березовского.
- Дело Литвиненко: действующие лица
Гусак, который сейчас работает юристом, признал, что планы ликвидации Березовского действительно обсуждались. Он подтвердил заявления Литвиненко, что начальник их секретного подразделения в 1997 году приказал им убить Бориса Березовского, но сказал, что он не воспринял это распоряжение всерьез, передает The Times. Он, однако, добавил: "Если бы глава ФСБ Николай Ковалев дал мне персональный приказ, я бы его выполнил". (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)
Будучи юристом, Гусак назвал Литвиненко "типичным предателем" не только с позиции разведчика. "Агенты из числа его оперативных источников пришли и объявили, что ваши (британские) спецслужбы их рассекретили, они спросили, что теперь делать... За это - а я вам говорю как юрист - Литвиненко попадает под статью 275 УК. Это называется предательством. За это установлены наказания", - считает он.
Кто был ничем...
Отметим, что ранее против Литвиненко обвинения по этой статье не выдвигались. Более того, российские официальные лица ранее неоднократно подчеркивали неосведомленность Литвиненко о секретах ФСБ и российских спецслужб в целом, а также указывали на его сомнительные личные качества.
В частности, на недавней пресс-конференции в Кремле президент Путин, говоря о бывшем офицере ФСБ Литвиненко, отметил, что "он никакими секретами не располагал, привлекался к уголовной ответственности в РФ за злоупотребление служебным положением и избиение граждан при задержании, когда был сотрудником органов безопасности, а также за хищение взрывчатки".
"Ему дали всего три года условно, и ему не было необходимости никуда бежать. Он не был носителем вообще никаких секретов. Все, что он мог сказать негативного в отношении своей службы, он уже сказал, и никакой новизны в его действиях уже быть не могло. Что там произошло, должно ответить следствие", - добавил президент.
В декабре вице-премьер, министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что Александр Литвиненко "никогда не знал ничего, что представляло какую-либо ценность для (зарубежных разведывательных) служб". По словам Иванова, когда Литвиненко увольняли, он знал, что его не раз обвиняли в нарушении закона. "Для нас Литвиненко был ничем", - сказал Иванов.
Комментируя предсмертную записку экс-офицера ФСБ, в которой он обвиняет в своей смерти российские власти и конкретно президента Путина, Иванов заявил: "Нас не волнует то, что он мог сказать или написать перед смертью". "Он (Литвиненко) был человеком небольшого ума. Характер у него был неправильный", - добавил министр.
Литвиненко, бежавший в 2000 году в Великобританию и получивший в октябре 2006 года британский паспорт, скончался 23 ноября в больнице Университетского колледжа Лондона. Впоследствии британские власти сообщили, что смерть Литвиненко была насильственной и произошла в результате отравления полонием-210. Дело об убийстве Литвиненко расследует антитеррористическое подразделение Скотланд-Ярда.
Шесть версий убийства
The Times называет шесть версий того, кто мог убить Литвиненко:
Кремль – по версии антипутинских эмигрантов.
Борис Березовский – по версии Кремля и ФСБ.
Чеченцы – по версии бывшего шефа ФСБ Александра Гусака.
Руководство бывшего нефтяного гиганта ЮКОС – по версии российской Генпрокуратуры.
Ветераны ФСБ – по версии критиков Кремля.
Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун – по версии Скотланд-Ярда, который хочет допросить бывшего охранника КГБ и его делового партнера.