Футбольный спектакль делают не только футболисты, тренеры и болельщики. Часто главным действующим лицом на поле становится судья. Чемпионат мира обслуживают 36 главных арбитров. Один из них - германский арбитр Маркус Мерк, который судил матч Япония - Россия.
О своих профессиональных тайнах Маркус Мерк рассказал в интервью РТР-Спорт.Ru.
- Довольно часто на судей оказывается давление. А вас сложно вывести из себя?
- К тому, что "судья всегда не прав", я давно уже привык. Давление на судей происходило и происходит всегда. В Германии на протяжении всего чемпионата Бундеслиги постоянно испытываешь стресс. С ним ты и живешь, поэтому просто необходимо держать себя в руках, иначе трудно себе представить работу футбольного арбитра.
- И все-таки судейские ошибки - не редкость...
- Никто не застрахован от ошибок. Да, ошибки были и будут, и избежать их невозможно. Но вопрос в том, как это преподносится в СМИ. Игровые ситуации можно интерпретировать по-разному, и порой пресса, желая скандала, совершенно необоснованно предвзято оценивает работу арбитра.
- Как лично вы справляетесь с такими нападками?
- Я уже говорил, что ко всему привык. Одновременно я лучший самокритик, и это для меня очень важно. Футбол - ужасный бизнес, и если арбитр, проработав на "отлично" весь матч, в конце игры совершит ошибку, все его плюсы сразу же забудутся.
 |
|
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ |
|
|
|
- И когда сам рефери может оценить свою работу на "отлично"?
- Самооценка порой не совпадает с общественным мнением. Но если арбитр не выделялся на поле, то его работа оценивается, как правило, хорошо. Если я вчера судил матч с участием "Байера", а сегодня десятки людей спрашивают меня, какой именно матч я обслуживал, то это означает только положительный результат моей работы. С другой стороны, я считаю, что судья, отработав матч на "отлично", вполне заслуживает положительных строк со стороны СМИ.
- Есть что-то особенное в вашей подготовке к чемпионату мира?
- С 1 января по 31 декабря арбитр должен быть в прекрасной физической форме. Мы работаем в своей маленькой команде с линейными арбитрами, и ты не имеешь права сказать, что больше не можешь тренироваться. Ведь в игре арбитр не позволяет себе расслабиться даже на секунду, так как любая ошибка главного судьи налагает негативный отпечаток на всю судейскую бригаду. Поэтому моя подготовка к соревнованиям, с тех пор как я начал судить, длится круглый год, и специально готовиться к Мундиалю просто нет необходимости.
- Некоторые футбольные чиновники советовали ввести на чемпионате мира специальные семинары для судей, где можно было бы обсудить ошибки. По вашему мнению, можно ли во время соревнований за два-три дня положительно повлиять на работу арбитров?
- Для любого арбитра чемпионат мира - особое соревнование. И от того, насколько он готов к нему, как он работал на протяжении всего сезона, и зависит его судейство. Но данные семинары вполне могли бы помочь судьям. Ведь если обращать внимание на конкретные ошибки, то можно таким образом избежать их повторения.
- Самые большие споры вызывают интерпретации пассивного положения вне игры. Может быть, лучше вообще отменить пассивный офсайд?
- Спорные ситуации действительно возникают при определении пассивного офсайда. И существует много людей, которые говорят о якобы многочисленных ошибках судей. Но это не ошибки, это истолкование правила. И проблема состоит в том, что многим болельщикам положение об определении офсайда сложно понять. Поэтому необходимы четкие правила, определяющие активное и пассивное положение вне игры.
- Существует некое обтекаемое понятие "судейское чутье"...
- Очень хорошее понятие. Чутье необходимо любому арбитру. Он должен превентивно действовать на поле, защищать здоровье игроков, управлять игрой, быть своего рода психологом в общении с футболистами и, конечно, правильно интерпретировать футбольные законы.
- Где вам сложнее судить - в Бундеслиге или на международной арене?
- В Бундеслиге у меня, естественно, меньше проблем, так как футболисты, прекрасно зная меня, признают мои решения. Поэтому неудивительно, что за границей любой немецкий арбитр имеет больше проблем в обслуживании матчей.
- Довольны ли вы оплатой немецких судей (3 тыс. евро за матч получает главный арбитр), и насколько для вас вообще важны денежные вознаграждения?
- О деньгах я никогда не говорю с журналистами. Финансовые вопросы обсуждаются при закрытых дверях и не подлежат гласности.
- Вы и Хельмут Круг судите почти каждый тур Бундеслиги. Есть ли смысл судить каждую неделю или рефери нужно больше времени на отдых?
- Это индивидуальный вопрос и все зависит от каждого человека. Для меня же это совсем необременительно, и чем меньше пауз я имею, тем лучше мое физическое состояние.
- Если вам, например, поступит предложение от РФС на обслуживание матчей чемпионата России, согласитесь?
- Это было бы заманчивым предложением для меня, но здесь необходимо учитывать все нюансы, которые могут возникнуть вокруг такого матча. Хотя подобный опыт я уже приобрел, обслуживая матчи Кубков Болгарии и Ирана.