
Израильские военнослужащие. Фото AFP
Бомбить нельзя уйти
Израиль просят случайно не победить единственную демократическую арабскую страну
Израильская военная операция, начавшаяся в южном Ливане 12 июля, набирает обороты. Боевики радикального шиитского движения "Хизбалла", спровоцировавшие вторжение, взяв в плен двух военнослужащих ЦАХАЛа, сдаваться не собираются. Они отвечают обстрелами из "Градов" и "Катюш" на израильские авиа- и артиллерийские удары. Признать себя жертвой агрессии требуют и Ливан и Израиль. Мировое сообщество пребывает в растерянности. Ни захвата заложников, ни возможного падения ливанского правительства не желает и не одобряет никто.
Второй день израильской операции против "Хизбаллы" в частности и Ливана в вообще ознаменовался введением морской и воздушной блокады страны, созданием километровой буферной зоны на границе между двумя странами, уничтожением телевизионной станции шиитской группировки, а также обстрелом жилых кварталов Бейрута и других городов Ливана.
В результате авиационных и артиллерийских ударов погибли по меньшей мере тридцать жителей Ливана.
Тем, кто не понял серьезности намерений ЦАХАЛа, израильское руководство пообещало продолжение: к границе с Ливаном стягиваются тысячи военных и бронетехника.
Боевики, в свою очередь, выпустили по израильской территории десятки ракет, что привело к гибели нескольких человек и ранению десятков.
"Хизбалла", не желая отставать от противника по части решительности заявлений, похвасталась обладанием ракетами, способными поразить 300-тысячный город Хайфа, расположенный примерно в 30 километрах от границы. Причем экстремисты заявили, что эти ракеты будут запущены в случае угрозы Бейруту.
Правительство Ливана в этой ситуации чувствует себя незаслуженно обиженным и требует рассмотрения последних событий в Совете безопасности ООН. Хотя Израиль возложил на официальный Бейрут ответственность за действия шиитских экстремистов, ливанские власти сигнализируют миру, что они совершенно не при чем.
 |
Израильтяне на территории Ливана. Фото AFP |
Очевидно, что для того, чтобы выяснить степень вины Бейрута в произошедшем, надо определить, где заканчивается правительство Ливана и начинается "Хизбалла", которая вполне официально существует в этой стране на правах политической партии.
По сути дела, ливанский кабинет министров не контролирует юг страны и долину Бекаа, где обосновалась "Хизбалла", и желал бы избавиться этой группировки, чьи отряды по численности и вооружению вполне сопоставимы с национальной армией, но живут по собственным законам и подчиняются собственным командирам.
Больше года назад вопреки воле "Хизбаллы" Бейрут едва смог добиться вывода из страны сирийских войск, поддерживавших эту шиитскую группировку и хоть как-то наладить более или менее мирное сосуществование с ней. Но спустя несколько месяцев правительство было вынуждено расплачиваться за действия своих давних (еще со времен гражданской войны) недругов.
Ливанское руководство из-за конфессиональных различий больше напоминает лебедя, рака и щуку из известной басни, нежели сплоченную команду. Большинство ливанских лидеров очень плохо переносят друг друга и предпочли бы вычистить правительство и парламент от иноверцев, но отлично помнят, что подобная попытка уже имела место в 1975 году и закончилась она многолетней гражданской войной.
Правительство Ливана - это не правительство "Хизбаллы", а в значительной своей части - правительство "Антихизбаллы". Достаточно вспомнить, что около трети населения страны - христиане. Брать на себя ответственность за действия исламистов ему очень не хочется. Но изгнание шиитов из руководства означало бы возврат к гражданской войне. А разгромить поддерживаемые Сирией и Ираном отряды практически невозможно, что уже было доказано годами гражданского противостояния.
Все по сюжету |
Вторжение Израиля в Ливан |
Шииты, поддерживающие эту группировку, составляют около 40 процентов населения Ливана.
Поэтому давление на правительство этой страны, которое пока еще только начали оказывать израильтяне, грозит полной дестабилизацией обстановки в самом Ливане, а то и новой гражданской войной.
Этого боятся и сами ливанцы, и даже главный союзник Израиля - США.
Джорджа Буша трудно заподозрить в симпатиях к режиму, на который Израиль официально возлагает ответственность за агрессию. Однако, выступая в Германии, он попросил Иерусалим "сделать яичницу, не разбив яиц", а именно - бомбить Ливан так, чтобы "не ослабить позиции правительства" этой страны.
Вообще, дипломаты всех стран с ужасом думают о том, что может начаться на Ближнем Востоке, если полыхнет вечно тлеющий межконфессиональный конфликт в Ливане, да еще и в условиях израильского вторжения.
Именно поэтому МИДы заинтересованных стран пытаются сделать все возможное, чтобы как можно скорее сбить уровень напряженности в регионе и не допустить полномасштабной войны.
И Ливан, и Израиль требуют признать себя стороной, подвергшейся агрессии. Бейрут требует, чтобы израильтяне оставили его в покое и разбирались с "Хизбаллой", не трогая прочее население страны. Израиль жаждет отомстить за нападение и требует вернуть пленников домой.
Самое интересное, что мировое сообщества поддерживает оба этих требования.
Суть заявлений Вашингтона, Москвы, Парижа, Берлина и прочих относительно событий в Ливане сводится к тому, что необходимо срочно освободить солдат и прекратить удары по гражданским объектам. Однако ничего большего никто ни сказать, ни сделать не может.
 |
Джордж Буш. Фото AFP |
Все понимают, что устраивать засады, убивать и похищать людей - нехорошо. Но и бомбить жилые кварталы, отправляя на тот свет десятки мирных жителей - тоже как-то не очень. Однозначно поддержать одну из сторон конфликта не может даже Джордж Буш.
В этой связи Иерусалим и "Хизбалла" начинают заочную дискуссию, стремясь склонить на свою сторону мировое общественное мнение.
Израиль совершенно справедливо заявляет, что нападение боевиков не было ничем спровоцировано, и те, пробравшись на сопредельную территорию и устроив засаду, совершили "акт агрессии".
Боевики говорят о том, что спровоцировал их Израиль уже давно - усадив за решетку тысячи арабов, "включая детей и женщин".
Израиль кроет тем, что все заключенные - это "террористы, у которых на руках кровь мирных жителей". И, по-хорошему, их место даже не в тюрьме, а там, откуда никогда не возвращаются.
Арабы возражают, что заключенные - никакие не террористы, а "борцы за независимость своей родины, храбро сражавшиеся против оккупантов, поработивших их страну".
На что израильтяне отвечают, что вообще-то существуют разные мнения относительно того, кто тут оккупанты и кому эта земля является по-настоящему родной.
 |
Похороны израильского солдата. Фото AFP |
Ну и так далее - вплоть до Авраама и его сыновей: Исаака - прародителя евреев и Исмаила, считающегося праотцом арабов.
В результате пока каждая из сторон конфликта действует сообразно собственному плану: боевики прячутся по горам и обстреливают Израиль ракетами. ЦАХАЛ давит боевиков по тем же горам и бомбит Бейрут. Ливанское правительство просит мир о защите и пытается спасти страну от раскола. Парадоксальный Джордж Буш говорит: "бомбите, но так, чтобы не навредить". Москва, мнение которой давно никому не интересно, вяло выступает "за все хорошее против всего плохого".
А по обе стороны границы продолжают погибать мирные (и не очень) жители. Ситуация становится все более безвыходной.
Яковина Иван