
"Компромиссом, приемлемым для России" назвал резолюцию Совета Безопасности ООН по Ираку Владимир Путин. Впрочем, точку в иракском вопросе ставить рано – большинство экспертов сходятся во мнении, что через четыре месяца Совбезу придется вернуться к этой проблеме.
Работа над новой резолюцией Совета Безопасности по Ираку велась два месяца. За это время заинтересованным сторонам – за исключением Ирака – удалось практически невозможное: договориться.
Изначально Россия и США стояли на диаметрально противоположных позициях: Москва настаивала, что проблема Ирака может решаться только политически и никакая новая резолюция не нужна в принципе; Вашингтон же заявлял, что общение с Багдадом – занятие бессмысленное, и надо начинать военную операцию, дабы окончательно разобраться с режимом Саддама Хусейна.
Несколько недель назад Москва обозначила некоторую готовность к компромиссу – официальные представители МИДа, а затем и сам Владимир Путин, дали понять, что в принципе не возражают против новой резолюции. Хотя и по–прежнему не видят в ней смысла. Несколько скорректировать подход Россию заставила перемена позиции международных инспекторов, которые отказались отправляться в Ирак без новой резолюции.
Тем не менее, еще пару недель назад особых предпосылок для достижения компромисса не наблюдалось: Вашингтон представил свой проект резолюции, фактически предоставлявшей американцам свободу военных действий в отношении Ирака.
Категорически против этой резолюции выступили Россия, Китай и Франция. Причем Франция разработала свой вариант, предполагавший двухэтапное решение иракской проблемы. На первом этапе, согласно французскому проекту резолюции, Ирак должен был пустить международных инспекторов без всяких дополнительных условий и показать им все, что они захотят увидеть. И лишь если эта часть не выполнялась – тогда на экстренном заседании СБ ООН решить вопрос о возможности применения военной силы.
В процессе обсуждения против американского варианта высказалось подавляющее большинство участников заседания Совета Безопасности. И Вашингтон решил не идти не конфликт – он отозвал свой проект резолюции.
С этого момента стало очевидно – компромисс достигнут будет.
Так и случилось – в минувшую пятницу на Совете безопасности единогласно была принята резолюция 1441. Причем удовлетворение в связи с этим высказали как противники войны с Ираком, так и Вашингтон: каждая сторона увидела в резолюции нечто принципиально важное для себя.
Москва, Париж и Пекин довольны, что новая резолюция "исключает какой бы то ни было автоматизм в применении силы". По мнению представителей этих стран, "это является оптимальным решением, которое откроет путь к всеобъемлющему урегулированию ситуации вокруг Ирака".
Вашингтон, в свою очередь, тоже не остался внакладе: хоть из текста новой резолюции и исчез пункт об автоматическом применении силы в случае невыполнения Багдадом предъявленных требований, но зато теперь решение об объявлении войны Ираку может быть принято простым большинством голосов стран – членов Совета Безопасности ООН.
Иракские лидеры назвали принятие резолюции "международным прикрытием для военной агрессии США".
Тем временем, международные инспекторы вовсю готовятся к выезду в Багдад (ожидается, что это произойдет уже 18 ноября). До этого Ирак должен в течение недели заявить о согласии принять инспекторов. А дальше – и это главное – предоставить им свободный доступ к любым объектам, в том числе к дворцам Саддама Хусейна. Кроме того, инспекторы должны получить возможность беспрепятственно опрашивать ученых, должностных лиц и членов их семей. А также – при необходимости устанавливать особые зоны, в которых будет запрещено наземное и воздушное передвижение.
Наверняка Ирак не пойдет на безоговорочное выполнение всех требований. Уже начались "старые песни о главном" – о том, что под видом инспекторов в Ирак на самом деле приедут шпионы.
Это значит одно – война с Ираком будет. Но – не сейчас. А через несколько месяцев.
MIGnews.com