
В четверг в Нью-Йорке был вынесен приговор 76-летнему Роману Некталову, осужденному в прошлом году за отмывание денег колумбийской наркомафии путем продажи ее посланцу 11 килограммов золота и нескольких сот бриллиантов.
Состав действующих лиц подтверждал вавилонскую репутацию Нью-Йорка. Роль посланца колумбийцев исполнял подосланный к обвиняемому перуанец Эдуардо Делгадо, имеющий ювелирную фирму в соседнем доме с магазином Некталова на алмазной 47-й стрит и заодно являющийся осведомителем.
Сам Некталов — бухарец, как называют здесь евреев из Средней Азии. Он один из лидеров бухарской общины, представители которой забивали зал во время его процесса.
Приговор ему выносил в четверг судья-англосакс Питер Лижер. Прокурором был афро-американец Брет Уильямс. Адвокатами — бывший федеральный прокурор итальянец Энтони Ломбардино и китаец Кристофер Чан.
Прокурор требовал дать Некталову десять лет, исходя из тяжести преступления и крупной суммы отмытых денег. Адвокат Ломбардино просил дать своему клиенту условный срок, заявив, что Некталов перенес четыре инфаркта, страдает диабетом, ходит к психиатру и не вынесет тюрьмы.
К тому же год назад, за два месяца до суда, на 6-й авеню застрелили его сына и подельника Эдуарда. Если старика отправить в тюрьму, семья совсем осиротеет. Он уже достаточно пострадал, сказал седовласый Ломбардино. Прокурор возразил, что в тюрьмах сидят и больные, и что имело место серьезное преступление, за которое нужно примерно наказать.
«Пожалейте меня!» — сквозь слезы сказал Некталов, чье последнее слово сопровождали дружные всхлипывания в зале. Судья был очевидно на стороне защиты и, будь его воля, наверное, отправил бы Некталова домой.
Но руки судей связаны законом. Над ними также висит дамоклов меч апелляционной инстанции. Поэтому Лижер битых два часа цитировал решения других судей, чтобы обосновать поблажку Некталову. В Америке прецедентное право, и поэтому цитировать старые судебные решения здесь в порядке вещей.
Американские судьи часто поступают по принципу «и нашим, и вашим». Так и тут: Лижер не упек осужденного на годы, как требовала прокуратура, но бросил ей кость, дав Некталову пять месяцев тюрьмы и столько же домашнего ареста. С осужденного также взыщут штраф в сумме 10 тысяч долларов. Вопрос о конфискации дохода от преступной деятельности будет решаться отдельно.
До решения апелляционной инстанции, об обращении в которую подумывает Некталов, судья оставил его на свободе с прежним залогом в 255 тысяч долларов.
Вся процедура заняла два с половиной часа — по местным понятиям, необычайно долго.
Некталов продолжает настаивать на своей невиновности. «Я люблю Америку и готов за нее жизнь отдать, — сказал он вашему корреспонденту после приговора. — Но со мной произошла страшная несправедливость».
BBCNews