 |
USA
Американские дезертиры находят убежище в Канаде
11:14PM Monday, Mar 7, 2005
Почему опять? Да потому, что в годы Вьетнамской войны Канада служила убежищем для уклонявшихся от призыва в армию США и военнослужащих, не желавших воевать по разным соображениям. В первую очередь потому, что они считали войну в Индокитае несправедливой и позорной. Война в Ираке вызвала новый приток дезертиров в Канаду.
Этой теме посвящена большая статья Эндрю Метца, корреспондента газеты "Ньюсдей" в Торонто. В подвальном помещении местной библиотеки он встретился с группой молодых американцев, которые поведали ему свои жизненные истории. Тысячи людей просят убежища в Канаде каждый год. Но эти парни очень отличаются от обычных беженцев. Бывшие солдаты, которые таковыми себя больше не считают. Они гневно говорят о политике страны, которой присягали служить верой и правдой. В библиотеке на стене большой плакат: "Канада говорит военным дезертирам: "Добро пожаловать!".
"Я готов был пожертвовать своей жизнью, – говорит 22-летний Даррел Андерсон. – Я получил "Пурпурное сердце" за ранение в бою".
Будучи родом из Лексингтона, штат Кентукки, он провел в Ираке семь месяцев, служа стрелком на большом военном джипе "хамви". Пребывая в отпуске, он упаковал дорожную сумку и сбежал – от войны подальше.
"Я теперь в состоянии прожить остаток своей жизни с гордо поднятой головой, – говорит Андерсон, – зная, что я не принимаю участия в убийстве невинных людей".
Вполне закономерно, что ветераны движения протеста против войны во Вьетнаме с распростертыми объятиями приняли пополнение тех, кого они считают родственными душами. Впрочем, новое поколение кое в чем отличается от них. В первую очередь они пошли служить добровольно, их никто не принуждал, как в годы Вьетнамской войны, когда в США существовала обязательная воинская повинность. Канада выступает против войны в Ираке, но в стране есть сильная оппозиция предоставлению убежища беглым солдатам. Это являет собой заметный контраст вьетнамской эпохе, когда премьер-министр Пьер Трюдо объявил страну "убежищем от милитаризма". Гостеприимством канадцев тогда воспользовались десятки тысяч дезертиров и "уклонистов".
Сегодня и речи нет о таких масштабах. Пока публично заявили о себе лишь шестеро. Однако, как говорят правозащитники, адвокаты и военные аналитики, беглецов куда больше, но они себя не афишируют. Джеффри Хаус, адвокат из Торонто, сам в прошлом вьетнамский "уклонист", представляет в иммиграционных делах пятерых дезертиров, а его услугами хотят воспользоваться еще больше сотни желающих из этой категории.
Хаусу приходится сталкиваться с немалыми юридическими трудностями. В отличие от вьетнамской эпохи Канада требует сегодня от потенциальных иммигрантов подачи заявлений в момент, когда они находятся в своих странах. Понятно, что у дезертиров иная ситуация. Вот Хаусу и приходится доказывать властям, что война несправедливая, что оккупация Ирака создала условия для многочисленных военных преступлений, таких как издевательства над заключенными в тюрьме "Абу-Граиб". В свою страну, США, ребятам нельзя возвращаться – им грозит тюрьма за нарушение присяги и приказа.
Пока аргументы Хауса висят в воздухе. Решения по первому делу, Джереми Хинцмана, дезертира-пехотинца из Южной Дакоты, пока нет, но предчувствие неудачи у адвоката появилось. Совет по предоставлению убежища отверг тезис о несправедливости иракской войны как спорный и не имеющий прямого отношения к делу.
А вот мнение Майкла Шарфа из Кливленда, эксперта по военным преступлениям, который консультирует по этим вопросам судейские инстанции и правительственные органы разных стран мира. По его мнению, несмотря на то что солдатам фактически предоставлено покровительство канадских властей, эти дела очень трудно решать на легитимных основаниях. Сам-то Шарф считает, что война в Ираке незаконна, так как нарушает международные соглашения. По его мнению, если солдаты вернутся в США, то им грозит тюремный срок, но они могут опротестовать получаемые ими приказы как незаконные.
"Конечно, была бы иная ситуация, если бы министр обороны Дональд Рамсфелд и генералы систематически отдавали приказы, которые подпадали бы под определение военных преступлений, – говорит Шарф. – Но ведь все не так".
Как отмечает в своей статье в "Ньюсдей" Эндрю Метц, дезертиры не одиноки в своем недовольстве войной. США продолжают нести потери в живой силе в Ираке. Требуется все больше усилий для ее восполнения, так как не все резервисты и национальные гвардейцы полны решимости отправиться в зону боевых действий. Несколько военнослужащих взяты под стражу. Им предстоит провести какое-то время в тюрьме. С начала войны, согласно официальным данным Пентагона, зарегистрировано более 8 тысяч случаев дезертирства. Однако представители военного ведомства заявляют, что число таких инцидентов идет на убыль. А если разбираться детально, то большинство бежит из-за личных или финансовых проблем, а не из-за политических.
С этой оценкой не согласен Билл Гарвин, координатор "Центра совести и войны" в Вашингтоне, который помогает политическим дезертирам. Он говорит, что его центр одолевают звонками военнослужащие, которые хотят бросить службу.
Однако подавляющее большинство солдат, даже если они не согласны с войной в Ираке, держат свое недовольство при себе и продолжают служить стране. Об этом говорит Пол Рикхофф, ветеран иракской войны, который организовал в Манхэттене правозащитную организацию "Операция "Правда". "Я не знаю никого, кто бы уважал этих парней, – сказал Рикхофф, имея в виду дезертиров. – Правительство решает, куда тебя послать служить, это не твой выбор".
Но ребята, бежавшие в Канаду от войны, считают иначе. "Ты едешь на джипе, который не защищен броней, – говорит Даррел Андерсон, – и молишь судьбу, чтобы сегодня тебе не взлететь на воздух. Я там побывал, и уверяю, что никакого оружия массового уничтожения не нашли. Там просто люди сражаются, защищая свою жизнь".
19-летний Брэндон Хьюи из техасского городка Сан-Анджело рассказывает, что вступил в армию, чтобы найти средства для оплаты учебы в колледже. Он прошел подготовку как водитель танка. Но когда пробил час и поступило предписание об отправке в Ирак, он отбросил финансовые соображения и дал деру, отправившись в Канаду на своем серебристом "мустанге". Его отец Давид поддерживает решение сына, однако высказывает беспокойство по поводу дальнейшей судьбы и благополучия семьи. Дело в том, что им поступают звонки со смертельными угрозами и проклятиями сына-"предателя".
Такие звонки поступали и Аните, матери Андерсона. "Мой сын – доброволец, – говорит она. – Он отправился сражаться за свою страну, получил ранение и фактически сделал намного больше, чем люди, которые пальцем не шевельнули, а сидят и его критикуют".
Надеясь на получение политического убежища, дезертиры живут в Канаде весьма скудно и стесненно. Не имея официального разрешения на работу, они подрабатывают на разных случайных "халтурах", а в большинстве случаев полагаются на добрую волю своих покровителей-спонсоров. Они стараются держаться вместе и помогать друг другу.
"Хотите называть меня трусом, что ж, называйте, – говорит 24-летний Клиффорд Корнелл, артиллерист из Арканзаса, который приехал в Канаду в январе. – Но я готов к борьбе. Это несправедливая война. Поэтому я хочу воевать против этой войны".
Метц приводит историю 60-летнего Ли Заслофски, который координирует кампанию поддержки "уклонистов" от войны в Ираке. Уроженец Бруклина, выросший в Сайоссете, он является одним из 50 тысяч американцев, бежавших в Канаду, чтобы избежать службы во Вьетнаме. Сын нью-йоркского пожарного, в 1962 году он закончил среднюю школу в Сайоссете. Учился в Университете Хофстра, коммунальном колледже Нассау и Университете Стони-Брук. В 1969 году Ли призвали в армию и отправили в тренировочный лагерь. Но становиться солдатом он не захотел и бежал. В январе 1970 года Заслофски прибыл в Канаду, а спустя шесть лет получил канадское гражданство.
В Торонто он работал таксистом, в организации профсоюзов, правозащитником "голубых", в горсовете, в совете по здравоохранению. Избирался членом канадского парламента. Когда сюда стали приезжать молодые американцы, протестующие против несправедливой войны в Ираке, он живо вспомнил историю собственного приезда 30 лет назад.
"Много лет я не вспоминал своего прошлого, свою эпопею американского дезертира, – говорит Заслофски. – Когда я приехал, меня поразил размах антивоенного движения. История повторяется. Эти ребята – типичные парни из одноэтажной Америки. Не все из них хорошо ориентируются в политике.
Мне бы очень хотелось, чтобы канадское правительство проявило такую же заботу о них, какая была проявлена в отношении моего поколения".
Другие новости по теме
''Быки'' возвращаются к жизни?
Гитарист Korn займется ''позитивной'' музыкой
Новый альбом Dave Matthews Band
Американцы придумали шапку-невидимку
Представлены новые модели знаменитых самокатов Segway
США нашли в Иране секретный ''ядерный'' туннель
Чавес угрожает Бушу нефтяной войной
Бейонс: ''Главное — не трепаться''
Учительницу судят за секс с учеником
Ашер и Алиша Кис — лучшие на Soul Train Awards
Пи Дидди издевался над пингвинами
Боевики пытались взорвать МВД Ирака
''Звездные войны III'' начнут рекламировать 11 марта
На церемонии вручения Oscar`а гости выбрали гламур 30-х
Гринспэн рисует мрачное будущее
Тайсон вернется на ринг летом
Смотрите также: В мире, Бизнес, Общество, Спорт, Искусство, Авто, Hi-Tech, Здоровье, Путешествия, Вокруг света, Россия |