|
Михаил Ходорковский. Фото Reuters
|
Михаил Ходорковский ответил на пять самых интересных вопросов, заданных россиянами в рамках информационной акции, организованной пресс-центром адвокатов экс-главы "ЮКОСа" на сайте Khodorkovsky.Ru.
В частности, отвечая на вопрос, каким образом можно было в такой короткий срок приобрести огромное состояние (15 миллиардов долларов), не нарушая законы, Ходорковский заявил, что более 90 процентов его состояния это акции "ЮКОСа".
По его словам, в 1995 году рыночная стоимость этих акций не превышала полмиллиарда долларов, и в течение девяти лет "ЮКОС" находился "на грани жизни и смерти": три миллиарда долгов внешним кредиторам, полугодовая задолженность по зарплате.
"За девять лет нашего управления стоимость "ЮКОСа" выросла в 30 раз. Это и есть мой капитал. В виде "живых" денег я получал от компании только дивиденды. Их совокупная сумма за все эти годы не превысила одного миллиарда и была реинвестирована в компанию", - сообщил Ходорковский.
"Когда столь высокопоставленный юрист, как генеральный прокурор России Владимир Устинов, заявляет, что я мог бы погасить так называемую "налоговую задолженность" "ЮКОСа", искусственно раздутую налоговиками до заоблачных семи миллиардов, из личных средств, он просто страдает от недостаточной квалификации своих экономических советников", - подчеркнул Ходорковский.
Бывшего главу "ЮКОСа" просили также рассказать, когда и почему произошла переоценка его личных интересов в бизнесе в пользу общественных интересов и идей гражданского общества.
"В конце 90-х годов я понял, что наше негативное понимание свободы, выросшее в душной атмосфере позднего тоталитарного СССР, "свободы от", исчерпано. Тогда пришло время осознать свой долг перед обществом, перед страной, которая дала нам образование, перейти к позитивному пониманию свободы, "свободы для", - заявил экс-глава "ЮКОСа".
Поэтому, по словам Ходорковского, его компания стала создавать общественные и благотворительные институты, вкладывать деньги в инфраструктуру гражданского общества, приступила к реализации социальных программ, в первую очередь, в системе образования.
"Я уже больше 10 месяцев нахожусь в тюрьме. Тюрьма, освободив меня от забот по управлению бизнесом, дала мне время еще раз подумать, еще раз осмыслить мою личную стратегию. Скажу так: если о чем и жалею, так о том, что не ушел из бизнеса и не сосредоточился всецело на общественной деятельности раньше - в 2000-2001 годах", - отметил Ходорковский.
В ответах на другие вопросы он дал краткую оценку перспективам экономического развития России, затронул наиболее острые проблемы либеральных реформ, прокомментировал нынешние отношения власти и бизнеса, а также высказал свое мнение о дальнейших путях совершенствования демократических институтов в России.
Информационная акция "Задай вопрос Ходорковскому" проводилась с 1 июля по 31 августа 2004 года.